Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Выбор профессии

Дата: 26 апреля 2021 в 10:47, Обновлено 26 апреля 2021 в 13:34

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии - важное и ответственное дело!

Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если Ваш ребенок увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках...
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии «за компанию».

Часто молодой человек или девушка, не имея представления о своих возможностях и способностях, не желая расставаться с друзьями, поступает в учебное заведение «за компанию».

Выбор «престижной» профессии.

Многие родители ориентируют своих детей на «престижные профессии», не учитывая при этом - является ли она востребованной на рынке труда. В данный момент востребованными являются рабочие профессии, но многие родители считают, что такие профессии не для их ребенка и глубоко ошибаются. Не могут же все быть руководителями, бизнесменами, юристами и экономистами, возможно, рабочая профессия может стать первой ступенью к руководящей должности в будущем.

Отождествление учебного предмета с профессией.

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что её призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком.

К примеру, младший брат восхищается старшим - летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что данная профессия его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие состояния здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать ухудшение состояния здоровья и разочарование. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к состоянию здоровья, например, хорошее зрение, хороший уровень координации необходимы повару, водителю, машинисту тепловоза и т.д. Для некоторых видов профессиональной деятельности существует ряд строгих медицинских противопоказаний, например, при наличии аллергии на лекарства, пух, шерсть, пыльцу растений – противопоказано работать ветеринаром, садовником, врачом.

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Помощь в самопознании может оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под «давлением» родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, так через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой - «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом - будешь лечить нас и себя», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся способности, склонности и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае - высший, может быть достигнут и по ступеням: начальное профессиональное образование – техникум, колледж – высшее учебное заведение; как один из вариантов - работа и заочная форма обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не настаивать, не заставлять.

Стратегия выбора профессии

Проанализируйте три основных фактора, влияющих на реализацию профессионального плана.

Первый фактор «Хочу»

Необходимо помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу»

Познакомьте ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помогите ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их при овладении выбранной профессии.

Третий фактор «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда. Где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  • Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  • Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  • Исследуйте шансы его успешности в каждом профессиональном выборе и просчитайте последствия каждого варианта.
  • Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.