Ребенок видит объяснение образно, слышит комментарии учителя, зарисовывает самостоятельно, осознает смысл сообщаемой информации, запоминает и понимает ее!
Постепенно обучая детей визуализировать свои объяснения, размышления, определения и т.д. мы научим их не просто механически заучивать те же правила, а понимать их, приводить примеры, применять на практических заданиях. Мы заставим работать воображение детей, научим думать.
Платформы для проведения онлайн уроков
Средства визуализации информации
Фотоколлаж |
|
Облако слов |
|
QR-код |
Сервисы для создания интерактивных заданий
Статьи и материалы по теме визуализации
Ссылка |
Название статьи |
Направление |
|
1 |
Общее понятие о визуализации в образовательном процессе |
Все педагоги |
|
2 |
Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций |
Все педагоги |
|
3 |
Зачем нужны видеокейсы и визуализация на уроках |
Начальная школа |
|
4 |
Средства визуализации русского языка и литературы |
Филологи |
|
5 |
Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы |
Филологи |
|
6 |
http://gymnasium.pruzhany.by/wp-content/uploads/2018/05/opit_stankevich.pdf |
Учителя географии, истории, биологии, химии |
|
Приёмы технологии визуализации |
|||
1 |
https://lala.lanbook.com/primenenie-timeline-v-obrazovatelnom-processe |
ПРИМЕНЕНИЕ TIMELINE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ |
Все педагоги |
2 |
http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kak-instrument-vizualizacii-myshleniya |
Визуализация учебной информации
(ссылки на полезные сайты)
Современные средства визуализации образовательного контента
Презентация "Визуализация в образовательном процессе"
Средства визуализации информации
Современные инструменты визуализации
Современный урок. Методики и технологии. Зачем нужны видеокейсы и визуализация на уроках
Визуализация учебной информации в учебниках начальной школы
Визуализация как способ развития учебно-познавательных и информационных компетенций
Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся (Заиченко Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы)
Визуализация. Комиксы на уроках разрешаются
Приёмы визуализации в начальных классах
«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.
По сути таймлайн представляет собой вертикальную или горизонтальную линию, на которой отмечают по времени разные элементы. Таймлайн также включает заголовок и подзаголовок с объяснением того, какой теме он посвящен, отметки с датами и изображения.
Зачем использовать таймлайн в образовательном процессе?
Этот инструмент:
- дает понимание хронологии и периодизации;
- способствует развитию навыка работы с информацией;
- позволяет делать широкие обобщения для лучшего восприятия темы;
- помогает представить данные наглядно.
Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его.
Вы можете включить в ленту времени и события своей семьи, вашу родословную или родословные ваших учащихся, а также какие-то темы из истории искусств, музыки, науки, транспорта, внеся разнообразие в организацию воспитательной работы в классе.
Работа над формированием умения устанавливать последовательность должна быть планомерной и системной. Ребенка уже в начальных классах надо постепенно обучать выделенному спектру умений, начиная с несложных заданий на узнавание предмета по его характеристике (например, отгадывание загадок), затем давать задания на нахождение сходств и отличий в предъявляемых предметах (например, игра «Чем похожи?»), группировку предметов (например, игры «Найди лишний предмет в ряду», «Подбери по цвету и форме», «Продолжи ряд»), переходя к более сложным по составу входящих в них операций заданиям:
Такие задания можно предлагать на любом предметном материале.
Например, курс «Введение в школьную жизнь» (1 класс). Значительное число заданий, включенных в содержание курса предполагают использование дидактических игр на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Представление о ленте времени обучающиеся получают при выполнении заданий на составление режима дня.
В курсе математики рассматриваются числовые последовательности и предлагаются различные задания на нахождение и расположение чисел (величин) в определенном порядке.
В русском языке важно установление последовательности действий при применении правил, также можно предложить задания по работе с текстом:
- расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ;
- расположите реплики диалога в правильной последовательности;
- расположите вопросы к тексту в правильной последовательности.
На уроках литературного чтения детям предлагаются задания на установление последовательности событий в произведении, фактов в биографии писателя, составление каталога произведений писателя, установления соотношений между частями текста.
На уроках «Человек и мир» также возможно организовать работу над установлением последовательности природных явлений, составлением алгоритмов действий и правил поведения.
Если в 1 – 2 классах обучающиеся выполняют задания на установление последовательности в «бумажном» варианте, то в 3 – 4 классах им можно предлагать составление лент времени с помощью специальных онлайн-сервисов – таймлайнов.
Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек. Попробуйте ленту времени в действии — и вы быстро оцените возможности этого визуального инструмента.
Коллаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.
В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.
При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.
Создавать коллажи можно как вручную, используя бумажную или текстильную основу и распечатанные фотографии, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов.
Если вы хотите создать фотоколлаж с единственным и неповторимым дизайном, то для этого лучше всего подойдет Photoshop (или другой графический редактор) и ваше воображение. Надо отметить, что на такую «ручную» работу может уйти несколько часов времени, зато и результат, несомненно, порадует.
Однако если перед вами не стоит задача создать уникальное творение, то практичнее сделать фотоколлаж в одном из онлайн-сервисов с уже готовыми шаблонами. Создание коллажа в таком сервисе займет считанные минуты. Вы просто вставляете необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажимаете кнопку «создать» («сгенерировать»). Полученный продукт можно скачать на компьютер, выслать по электронной почте или поделиться им в соцсетях с друзьями.
Коллаж в работе учителя является яркой картинкой, привлекающей к себе внимание, благодаря чему его можно использовать везде, где требуется презентация кого- или чего-либо:
- фотоколлаж целого класса или отдельной группы учащихся, например, победителей конкурсов, соревнований, участников форума или пленера (на сайте, в блоге, в мультимедийной или видеопрезентации, на доске объявлений в школе и т.п.);
- результаты образовательного или воспитательного проекта, коллективной работы, отдельных работ, представленных на выставках изобразительного искусства, декоративно-прикладного, технического творчества и т.п.;
- на уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности;
- в портфолио учащегося или учителя;
- в поздравительных открытках, газетах-молниях;
- в работе школьных музеев и галерей детского творчества.
А вот примеры использования коллажей на уроках русского языка.
С облаком слов или тегов вы наверняка уже не раз встречались в сети Интернет. Как правило, такое облако «висит» на сайте в боковой колонке, а при наведении курсора на него слова начинают или увеличиваться в размерах, или «вращаться» вокруг невидимой нам оси.
Первоначально облака слов выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно их функции видоизменялись, и сегодня область их использования гораздо шире.
Во-первых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Вы можете взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение, помимо сайтостроения, во многих других сферах, в том числе в сфере образования.
Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?
Существуют различные способы:
- как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
- для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
- для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
- для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
- как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
- для представления результатов опроса или обсуждения;
- и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.
Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов:
- на уроках русского языка и литературы:
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
- на уроках математики:
- задание «Устный счет» (кто быстрее решит все примеры? Кто найдет больше примеров и решит их? Решить только те примеры, которые имеют положительный ответ и т.п.);
- задание «Составьте примеры» — облако содержит математические термины, знаки, цифры;
- на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
- на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
- во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.
- задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает ученик на уроке
- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет
- задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов-исключений, выявление слов на другое правило и т.п.;
- задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака.
Обзор программ для создания облака слов
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.