<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно-педагогический </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад-средняя школа»</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Исследовательская работа </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«Чудеса картофеля»</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Авторы:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Юдицкий Артур Александрович</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учащийся 3 класса</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно-педагогический </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад-средняя школа»</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Научный руководитель:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Баранова Алла Михайловна,</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учитель начальных классов</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">аг. Радомля, 2021</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Содержание</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Введение. …………………………………………………………………………...3</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Основная часть……………………………………………………………………...5</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Заключение………………………………………………………………………...12</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Список используемых источников……………………………………………….12</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Приложения </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ВВЕДЕНИЕ</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Очень часто я слышу фразу: «Картофель – второй хлеб».</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">На самом деле картофель – это главный продукт, который используется в нашей семье при приготовлении практически всех блюд. Первых, вторых, напитков и даже десертов.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я часто помогаю маме на кухне и обратил внимание на то, что мама всегда сливает воду, в которой варится картофель не в раковину, а в таз. Меня это заинтересовало. Для чего? </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Она предложила мне помыть в этой воде посуду после ужина и не добавлять моющее средство.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я вымыл в этой воде стеклянные чашки и тарелки. Они были мутные и некрасивые, как грязные. Но когда я их сполоснул холодной водой из-под крана, я удивился – они сверкали и были как новенькие.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мама мне рассказала, что раньше моющего средства не было. Наши бабушки и прабабушки всегда использовали эту воду для мытья посуды, потому что при варке из картофеля выделяется крахмал, который расщепляет жиры. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вот так картошка! Она, оказывается, полезна не только на столе! Мне захотелось побольше узнать о том, в какой сфере кроме кулинарии можно использовать этот овощ, какими полезными качествами и свойствами он обладает. И я решил провести исследования.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Цель работы: выяснить экспериментальным путем как используется картошка в разных сферах деятельности при помощи интернета и других источников информации.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Задачи исследования:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-собрать и изучить информацию о пользе картофеля в разных сферах;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-провести ряд опытов, которые покажут как можно использовать картошку, или ее продукт в быту;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-проанализировать полученные результаты.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Методы исследования:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-обзор интернет- источников;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-опытно-экспериментальный;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-обработка результатов исследования;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-анализ исследования.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Предмет исследования: полезные свойства картофеля и его продуктов.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Гипотеза: возможные полезные способы использования картофеля и его продуктов.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Глава 1 Немного о картофеле</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.1. Что такое картофель? </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофель-травянистое клубненосное растение, принадлежит к роду Паслен. Его «родственниками» являются помидоры, баклажаны. Размножают его клубнями, долями клубней, ростками, черенками, возможно размножение семенами, но такой способ используется преимущественно в селекции для выведения новых сортов. </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.2. Из истории появления картофеля</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофель выращивали в Андах в Южной Америке более 8 тыс. лет тому назад. В Европу картофель попал из Южной Америки в середине 16 века. Вплоть до 18 века картофель распространялся в Европе преимущественно как лекарственное или декоративное растение, его возделывали на огородах и в ботанических садах.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">На Беларуси, в Гродненской губернии картофель начали разводить в 17 веке, но достаточно широкое распространение эта культура на территории республики получила лишь к концу 18 века.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофель стал первым овощем, выращенным в космосе. В октябре 1995 года его вырастили на космическом корабле «Колумбия».</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В настоящее время картофель возделывается практически во всех странах мира, занимая по объему производства второе место после зерновых (пшеницы, риса, кукурузы, ячменя). </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Республика Беларусь входит в десятку крупнейших производителей картофеля. Однако в последние годы площади, занятые картофелем, в Беларуси сокращаются, перемещаясь из общественного сектора в частный. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.3. Значение картофеля в питании человека.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Значение картофеля в питании человека обусловлено содержанием в нем большого количества полезных веществ для организма.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В состав картофеля входят крахмал, белки, имеются все незаменимые аминокислоты, пектины, сахариды, клетчатка, почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли (особенно калий и фосфор), макро- и микроэлементы, органические кислоты.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Из картофеля можно приготовить почти 2 тысячи блюд – от молодого картофеля до салата, киселя и пирожков. Профессиональные кулинары рекомендуют жарить розовый картофель, желтый использовать для супа, а из белого получается нежное и воздушное пюре.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофель является прекрасным кормом и для скота. На кормовые цели </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">используются не только клубни, но и ботва .</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.4. Необычные и очень полезные способы применения картофеля.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофель практически каждый день употребляют в рацион питания, но его использование может выходить далеко за пределы кухни. В сыром или отварном виде данный корнеплод может применяться в косметологических и медицинских целях, в быту и растениеводстве. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Широко используют картофель и в непродовольственных целях: из него получают клей, корм для животных и топливный этанол. Картофельный крахмал используется в фармацевтической, текстильной, деревообрабатывающей и бумажной отраслях, а нефтедобывающими фирмами он применяется для мытья каналов скважин. Картофельный крахмал можно использовать в качестве пластмасс, например, при производстве одноразовых тарелок, блюд и ножей.</font></font></font>
<font color="#000000"> </font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Недавно в России была запатентована технология получения съедобных нитей из картофеля и других овощей. Из этих нитей можно вязать одежду, нитями можно вышивать, из них можно вязать десерты или закуску, используя сахарный или солевой раствор.</font></font></font>
<font color="#000000"> </font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Картофель используется в народной медицине и врачебной практике, в косметологии, он обладает лечебными свойствами.</font></font></font>
<font color="#000000"> </font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В Израиле ученые получили</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">электроэнергию,</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">генерируемую электрическими батареями на основе вареного картофеля. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картофельные очистки и другие «ничего не стоящие» отходы переработки картофеля богаты крахмалом, который может быть преобразован в жидкую форму и подвергнут брожению в целях получения</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">топливного этанола. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Глава 2 Экспериментальные данные </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я снова помогал маме на кухне. Мне нужно было вымыть посуду. Моющего средства осталось совсем чуть-чуть. Картошку мама в этот раз не варила, поэтому "чудо-воды" не было. Меня заинтересовал вопрос: а можно ли использовать для мытья обыкновенный крахмал, купленный в магазине?</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 1.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я налил в таз теплой воды, добавил туда одну столовую ложку крахмала, хорошо перемешал его в этой воде и помыл тарелки, ложки и вилки. Результат получился такой же, как и после мытья в воде, в которой варился картофель для пюре.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: разведенный в теплой воде крахмал также удаляет жиры с посуды (Приложение А).</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Иногда после приема пищи жирные пятна остаются не только на посуде , но и на моей одежде. Я решил попробовать можно ли при помощи крахмала вывести жирные пятна на ткани.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 2.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я усложнил задание. На льняное полотенце нанес 2 пятна и оставил их на ночь, чтобы они хорошо впитались и высохли. Потом на одно пятно посыпал сухой крахмал, а на второе- кашицу из разведенного крахмала в воде. Рядом я поставил еще два таких же пятна и сразу же нанес на одно сухой крахмал, а на другое кашицу, потер все пятна щеткой и оставил высыхать. После высыхания сполоснул полотенце в теплой воде и высушил его.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Устаревшее пятно, на которое я насыпал сухой крахмал вывелось не полностью, а от остальных пятен не осталось и следа.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: устаревшие пятна сухой крахмал удаляет не эффективно, а кашица из крахмала выводит пятна полностью. При удалении свежих пятен можно использовать и сухой крахмал, и кашицу из крахмала (Приложение Б)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">У нас есть собака Найда. Она веселая, любит со мной поиграться и обожает, когда я глажу рукой по её шерсти. Но она живет на улице, поэтому моется только под дождем. После игры с ней руки мои всегда грязные, жирные и неприятно пахнут. В интернете я прочитал, что вместо сухого шампуня для животных можно использовать сухой крахмал. Если посыпать шерсть собаки крахмалом, потом вычесать расческой, ее шерсть станет шелковистой. Я решил попробовать почистить шерсть Найды.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 3.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Одной рукой я гладил собаку против шерсти, а второй посыпал на нее крахмал, потом постарался пальцами втереть его в шерсть. Это было сложно. Найда постоянно крутилась, отрясала с себя крахмал. Но процедуру я завершил. На очистку шерсти ушел целый пакетик (250 граммов) купленного в магазине крахмала. Потом я попробовал вычесать крахмал из шерсти расчёской, но у меня ничего не получилось. Шерсть осталась жирной и грязной, даже потускнела. А вот запах на руках был не таким терпким.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: крахмал частично удаляет запахи из шерсти животных, от грязи шерсть животных не очищает (Приложение В)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я читал в «полезных советах» о том, что срезом картофеля хорошо чистить от грязи стекло и зеркала. Нужно потереть срезом картофеля стеклянную поверхность, потом вытереть сухой салфеткой. При мытье зеркал можно в моющее средство добавить крахмала. Я решил провести опыт и помыть зеркало водой с крахмалом, без добавления моющего средства.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 4</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я развел в тазу 0,5 литра теплой воды и 1 столовую ложку крахмала. Помочил салфетку в этом растворе, протер зеркало и оставил высыхать. Когда зеркало высохло, я протер его сухой салфеткой. Оно было чистым и без разводов. А в комнате был свежий запах и никаких запахов, как от моющих средств и стеклоочистителей.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: картофельный крахмал хорошо смывает пыль и грязь с зеркала, не оставляет разводов и запаха.(Приложение Г)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">У нас на грядках выросло много одуванчиков. Мама попросила меня их сорвать. На руках у меня остались коричневые липкие въедливые пятна. Водой с мылом они не отмывались.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я читал, что, картофель удаляет с рук следы от свекольного и морковного сока, и решил попробовать картофелем отмыть пятна от одуванчиков и травы.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 5</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я разрезал один картофель пополам, смочил руки водой. Срезом картофеля хорошо потер пятна на руках, потом смыл водой. Пятен на руках не осталось.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: картофель выводит пятна от одуванчиков и травы (Приложение Д)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">У нас в доме отопление печное. Папа ежегодно весной чистит дымоходы. После этого руки у него все в саже и одежда тоже. Когда я проводил свои опыты, постоянно рассказывал папе о том, что у меня получалось. Он же мне предложил попробовать почистить вместе с ним дымоход при помощи картофельных очисток. Он вспомнил, что ему об этом когда-то рассказывал его дедушка.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Опыт 6</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Когда папа открыл дверцу дымохода, мы увидели, что сажи там было много. Она лежала внизу, обволакивала стенки и просто висела хлопьями.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мы затопили печь. А когда в печи дрова уже догорали, на них мы набросали картофельные очистки. Вышли на улицу и наблюдали, как из дымохода вместе с дымом поднимались искорки и черные кусочки сажи. И я почувствовал запах печёной картошки! Потом папа снова открывал дверцу дымохода и мы увидели, что сажа вся не выгорела, но ее стало намного меньше. Мы решили, что продолжим чистить дымоход очистками до полного выгорания сажи.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: картофельные очистки можно использовать для чистки дымоходов (Приложение Е) </font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ЗАКЛЮЧЕНИЕ</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что</font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> гипотеза </font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">подтвердилась: картофель и его продукты действительно оказались полезными в быту.</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе исследования я выяснил, что:</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">разведенный в теплой воде крахмал удаляет жиры с посуды;</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-у</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">старевшие пятна сухой крахмал удаляет не эффективно, а кашица из крахмала выводит пятна полностью, а при удалении свежих пятен можно использовать и сухой крахмал, и кашицу из крахмала;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-крахмал частично удаляет запахи из шерсти животных, от грязи шерсть животных не очищает; </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-картофель выводит пятна от одуванчиков и травы;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-картофельные очистки можно использовать для чистки дымоходов; </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- картофельный крахмал хорошо смывает пыль и грязь с зеркала, не оставляет разводов и запаха.</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Все задачи, которые я поставил перед собой в ходе исследовательской</font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font></font><font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">работы, были выполнены.</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Работа, которой я занимался, мне показалась очень интересной.</font></font></font>
<font color="#111111"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.Батарейки из картофеля. </font></font></font><font color="#0563c1"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">http://tainamira.ru/uchenye-sozdali-batarejku-na-kartofele.html</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. Википедия. Картофель. </font></font></font><font color="#0563c1"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">http://ru.wikipedia.org/wiki</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. Лекарственные растения. Картофель. </font></font></font><font color="#0563c1"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">http://www.u-lekar.ru/content/view</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4. Ма</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">монов Е. В.</font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Сортовой каталог. Овощные культуры. Москва: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001г.</font></font></font>
<font color="#000000"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">М.: Азбуковник, 2000 г. </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно-педагогический</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад-средняя школа»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Исследовательская работа</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Книга: история возникновения и развития»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Автор:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Картышева Маргарита Олеговна,</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Белов Денис Михайлович,</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учащиеся 4 класса</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно – педагогический</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад- средняя школа»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Научный руководитель:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Волкова Людмила Евгеньевна</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учитель начальных классов</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно – педагогический</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад- средняя школа»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">аг. Радомля, 2018</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">СОДЕРЖАННИЕ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.5</font></font><font face="Times New Roman, serif"> </font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Особенности рукописных и печатных изданий13</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">ВВЕДЕНИЕ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Книга – лучший друг человека. Она входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкли к ней, как привыкают к воздуху. Читая в первый раз книгу, мы испытываем то же чувство, как при знакомстве с новым другом. Вновь прочитать уже прочитанную книгу – значит снова встретиться со старым другом. Обо всём на свете рассказывает книга, они помогают нам узнать о различных удивительных местах, об удивительных животных. Позволяют быть в курсе всего нового.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В 2017 году Беларусь отмечала знаковое событие – 500-летие книгопечатания. В рамках данного события в Беларуси на протяжении года были проведены различные мероприятия, в ходе которых позиционировалась книга и книгопечатание, как прошлого, так и современности. Нас заинтересовал данный вопрос, ведь внимание к книгам не заканчивается только определённым знаковым событием. И мы решили изучить особенности истории возникновения и развития книги. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Целью </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">нашей работы является изучение истории возникновения и развития книги.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе работы мы решали следующие </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">задачи</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Исследовательские задачи</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Познакомиться с историей возникновения письменности и первых книг;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Определить отличия между рукописными и печатными изданиями;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Изучить достижения в книжном производстве на современном этапе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Практические задачи</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Изготовить рукописную книгу;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Написать текст гусиным пером;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Составить рекомендации «Как нужно обращаться с книгой».</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Методы исследования</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Изучение литературы по данному вопросу;</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Эксперимент: изготовление рукописной и электронной книг.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГЛАВА 1. КНИГА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более, книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки о Луне и Солнце, обо всём рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории - «предания». Предание — это значит, что их передавали от одного человека к другому. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать[4, с.15].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В связи с этим «страницами» древних книг становились камни, стены пещер, щиты воинов. Очень удачная придумка — такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду «говорящие» картинки. Они подсказывают, указывают, запрещают, разрешают.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Со временем древние люди додумались писать на глиняных табличках, которые потом высушивали и обжигали на огне. Книги полученные таким образом были тяжёлые и некрасивые. Когда, к примеру, какой-то учёный собирался в дорогу и брал с собой 2-3 такие «книги», ему нужна была для этого целая телега. Поэтому люди продолжали искать материал, из которого можно было бы изготовить книги. Данным материалом оказался папирус. Древние египтяне обнаружили, что волокна этого растения превращаются в сухие узенькие ленточки, которые, к тому же, хорошо впитывают краску. Вот так появились книги из папируса. Отдельные листы папируса склеивали в длинную полосу — свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 100 м, записывали различные тексты. Писать на сухих стеблях папируса было удобно, но со временем такие книги «ломались» и рассыпались.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Во втором веке до н. э. в Малой Азии в городе Пергаме развилось крупное ремесленное производство нового письменного материала — пергамента. Он изготавливался из тонкой козьей, овечьей или телячьей кожи по довольно сложной технологии, но зато был очень долговечен. Большим плюсом пергамента было то, что на нём можно было писать с двух сторон. Книги из пергамента похожи на современные, но они были очень дорогими: на изготовление одной книги шла кожа нескольких десятков животных.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого-либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы-писцы. Долгое время считалось, что они были преимущественно людьми духовного звания. Но историк Б. А. Рыбаков подсчитал, что среди писцов XI-XV вв. свыше половины были светскими.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой. Причём делать её без должного благоговения считалось величайшим грехом. Вот и приступал к делу писец со страхом и трепетом. Сохранились записи с указанием начала и окончания работы над книгой. Например, Остромирово евангелие, считающееся самой древней русской рукописной книгой, дошедшей до нас, было переписано за 7 месяцев (с октября 1056 по май 1057 г.). В книге 294 листа, значит, переписывалось около 1,5 листа в день.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамент. Нередко писцы жаловались на плохое его качество – он требовал штопки для заделывания дыр. В качестве основных инструментов письма в записях упоминаются «перо» и «чернила». В XI-XIV вв. писали птичьими (гусиными) перьями и железистыми чернилами разных оттенков (от светло-ржавого до чёрного) [4, с. 47].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой (приложение А). Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетённых тетрадях. Оригинал рукописи, как правило, укреплён на пюпитре. Рядом с местом работы стояла тумба с инструментами. Основное положение листа книги при письме — на колене. Для получения ровных строчек лист пергамента, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к тщательному переписыванию каждой буквы.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы, — начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью (красная краска), отсюда и название «красная строка». Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо[1, с. 268].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причём не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В Беларуси писали преимущественно на бересте и камнях, на глиняных и восковых табличках, пока не появился пергамент, который изготавливали из шкур животных. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Бумага в нашей стране появилась в конце 14 столетия, в начале её привозили из Китая. Затем её стали изготавливать из тряпок (со старой поношенной льняной ткани). Производство местной бумаги началось с 1530 года. Это было большое помещение, где стояли чаны. Тряпьёвщик ездил по Беларуси и кричал: «Тряпьё, тряпьё!». Их замачивали, толкли, отбеливали, перемалывали и прессовали.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Таким образом, в качестве страниц для письма использовались разнообразные материалы. Тяжёлый камень и глину заменил лёгкий пергамент. Но из-за его недолговечности его сменил пергамент. Писались книги писцами и для каждого, переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. А чтобы книга не попала в плохие руки, многие прибавляли к послесловию страшные заклятья: «...кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веке и будущем вечная мука». </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец, который первобытный человек окунал в сок растений или кровь животного. Позднее в качестве инструментов для письма использовались другие предметы. Первым шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. Изготавливая глиняные плитки с ровной поверхностью, шумеры выдавливали на них клиновидные знаки с помощью острых предметов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти для письма на материале, изготовленном из стеблей папируса. Кисть делали из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Она впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Древние греки изобрели тростниковое перо, изготовленное из тростника, полый стебель которого имел твёрдую оболочку. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок, его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется в современных перьях. Тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">После появления пергамента, с его гладкой поверхностью, легче стало писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего, или гусиного, пера. Перья для письма делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщеплённый конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо вскоре получило широкое распространение. Оно стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером. Это продолжалось вплоть до начала [5, с. 23].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Примерно в 1750 г., в результате повышения уровня грамотности, возникло стальное перо которое, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800г. по 1835г. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготавливали из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем её сейчас. В 1943 г. были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время Второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелёгких боевых условиях.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Древние белорусы же вначале писали деревянной палочкой, потом перьями. Перья были самые различные. Вначале использовали гусиные. Вырывали у живых гусей из левого крыла, так как там был необходимый изгиб. Реже использовались перья ворона, коршуна, утки, лебедя, тетерева. С пера нужно было снять плевку, потому что на ней не держались чернила. Затем его обрабатывали и затачивали. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Чернила делали из обычной сажи, куда добавляли вишнёвый клей. Чернила были красивыми, яркими, но легко смывались. И когда ученик или переписчик плохо написал, то слизывал его языком. Позднее чернила делали из сока дубовых орешков и также добавляли вишнёвый клей. Эти чернила не смывались [4, с. 142].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Следовательно, не только материалы для письма, но и инструменты проходили проверку на практичность и удобство использования. В результате чего была изобретена современная шариковая ручка.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Шли годы и столетия. И забыли постепенно о папирусе и пергаменте, потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. Главное — дешёвая. Её название на английском языке «рарег» происходит от «папирус», материала, используемого египтянами, греками и римлянами. Некоторые учёные считают, слово «бумага» берёт своё начало от итальянского «bambagia», что значит — хлопок. Другие верят, что русское слово «бумага» произошло от татарского «бумуг» (хлопок).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первые упоминания о бумаге, наиболее похожей на ту, что мы используем в повседневной жизни, относятся к 105 г., когда китаец Хань Цай Лунь предложил идею создания материала для письма из тутового дерева. Для этого требовалось извлечь внутреннюю волокнистую часть коры и отделить волокна. Легче всего это можно было осуществить, если в заполненный водой поднос с длинными полосками бамбука на дне поместить кору. После стекания воды получившиеся листы выкладывали на тряпки или бамбук сушиться. После сушки эту массу разглаживали с помощью камней. В результате получались прочные листы бумаги.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги быстро совершенствовался. Стали добавлять прочности крахмал, клей, естественные красители.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А ещё через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент [5, с. 31].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">С XV-XVI веков в связи с введением книгопечатания производство бумаги быстро растёт. Бумага изготавливалась весьма примитивно: ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В России появление бумаги связывают с эпохой Ивана Грозного. Бумага собственного производства в России появилась только в середине XVI века. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 г. первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много бумаги. Пётр Первый запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу, по его указу было построено несколько бумажных предприятий под Москвой, Петербургом.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Во второй половине XVII века был изобретён размалывающий аппарат – ролл. К концу XVII века роллы использовались уже во многих странах. В 1799 г. Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 г. пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике[2, с. 56].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Таким образом, со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. Многопильные машины, станки-корообдиральщики, машины-рубильщики. С появлением бумаги появился новый способ производства книги — книгопечатание. Сейчас имеется около 5000 сортов бумаги. А люди научились не только делать бумагу, но и уничтожать.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Франциск Скорина — белорусский гуманист первой половины XVI в., учёный-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник восточных славян(приложение Б).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первой напечатанной книгой Франциска Скорины стала славянская «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». Вышел он 6 августа 1517 года (приложение В).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Затем почти каждый месяц издавались всё новые и новые тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Екклесиаст... За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведённые им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций [6, с. 271].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Примерно в 1520 г. или чуть позже первопечатник возвратился на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях (точной даты выхода книги нет). Здесь же в 1525 г. был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника — во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец, оба уроженца Беларуси [3, с. 84].</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Книги Скорины оказали значительное влияние на духовную культуру Беларуси и Украины, стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В Беларуси давно почитают Франциска Скорину. Жизнь и творчество Ф. Скорины изучает комплексная научная дисциплина — Скориноведение. Его биографию изучают в школах. Его именем названы улицы в Минске, Полоцке, Витебске, Несвиже, Орше, Слуцке и многих других городах Беларуси. Имя Ф. Скорины носит Гомельский государственный университет. Памятники выдающемуся учёному установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Вильнюсе. Последний из памятников был совсем недавно установлен в столице Беларуси, рядом с входом в новую Национальную библиотеку.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мероприятия, посвященные 500-летию памяти первопечатника, проводятся во всех городах.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Высшая награда в Беларуси — медаль Франциска Скорины.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Первым книгопечатником на Руси был Иван Фёдоров (приложение Г). Он же считается основателем книгопечатания на Украине, так как именно этот человек основал типографии не только в Москве, но и в Киеве и Львове.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Фёдоров, по мнению большинства исследователей, происходил из белорусского дворянства, из рода, который к XVI веку был достаточно малоизвестным.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Организованная Иваном Фёдоровым типография выпускала книги религиозного содержания, первой из которых стал «Апостол» (богослужебная часть Нового Завета), выпущенный в 1564 г. Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 г.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В 1563 г. Фёдорову и его другу и соратнику Петру Мстиславцу пришлось бежать в Великое Княжество Литовское, где Фёдоров, опять-таки, занимался организацией книгопечатного процесса.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Они с Мстиславцем работают над «Учительным Евангелием», изданием евангельских текстов, дополненных комментариями и толкованием сложных и малопонятных моментов. Далее свою деятельность Фёдоров продолжает во Львове, где вновь организует типографию. Кроме Львова, ему приходится работать в городе Острог, где он выпускает первое в истории полное печатное издание Библии на церковно-славянском языке, которое так и вошло в историю под именем Острожской Библии [7, с. 20].</font></font>
-
-
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">Особенности рукописных и печатных изданий</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рукописный</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> — это письменный документ, при создании которого знаки письма наносятся от руки. В этом смысле рукописью или рукописным документом можно назвать не только словесный текст, записанный «от руки», но и произведение изобразительного искусства, а также чертёж или карту. К рукописям относят также документы, оформленные средствами машинописи или ЭВМ.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Печатный</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> — это документ, изготовленный полиграфическим или другим способом (наборным, средствами оперативной полиграфии, копировально-множительной техникой, средствами печати ЭВМ и т.д.). Такие документы выпускаются издательствами или типографиями. На печатном документе запись информации производится, главным образом, путём нанесения красочного слоя на его поверхность. Но может быть применён и другой способ: тиснение или выдавливание знаков шрифта Л. Брайля в книгах для слепых. В настоящее время печатный документ — самый распространённый класс документов: он включает книги, брошюры, газеты, журналы, календари, карты и т.д. Такие документы часто называют произведениями печати или изданиями.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В сравнении со средневековой рукописной книжной продукцией, печатные книги содержали в себе гораздо больше научных и художественных произведений, в том числе на национальных языках, а не только на распространённой в то время латыни. Только в Германии вышло около 600 печатных изданий на немецком языке. Однако латынь оставалась научным языком, а в католических странах — и языком богослужения. С появлением книгопечатания были увековечены и получили распространение выдающиеся произведения национальной литературы, хроники, сборники народных легенд и преданий.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе работы нами было выявлено, что некоторые произведения издавались и были переизданы несколько раз. Так произведение великих гуманистов «Божественная комедия» Данте была до 1472 г. опубликована трижды, а до конца XV века выдержала ещё 12 изданий. В XV веке 31 раз издавались «Канцоны» Петрарки, 11 раз — «Декамерон» Дж. Боккаччо. Басни Эзопа на греческом и латинском языках до 1500 года издавались 100 раз общим тиражом 20 тысяч экземпляров. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Электронные книги. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В настоящее время популярным является чтение книг в электронном виде. Существование Интернета упрощает процесс поиска книг. В настоящее время в Интернет-ресурсах существуют сотни библиотек с электронными книгами. Кроме этого, печатные книги довольно дороги. Человек, который не может позволить себе часто покупать книги, может решить эту проблему через использование всемирной сети. Существует множество специальных удобных программ для чтения книг, позволяющих создавать закладку в книге, удобный для себя шрифт, фон, скроллинг (автоматическое проматывание книги).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе работы, методом анкетирования, мы решили выяснить печатным либо электронным изданиям отдают наибольшее предпочтение учащиеся и педагоги учреждения и какие виды изданий они считают наиболее удобными для постоянного использования получения информации. В анкетировании приняло участие 18 педагогов и 42 учащихся нашего учреждения. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Из проведённого анкетирования видно, что в нашем учреждении преимущество всё же остаётся за печатными изданиями им отдают предпочтение 60,5% учащихся и 71,2% педагогов. Электронным изданиям отдают предпочтение 39,5% учащихся и 28,8% педагогов. Однако, на мой взгляд будущее всё же за электронными изданиями различного плана так как их легче найти, легче получить, они компактны и т.д.. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе работы нами были выявлены интересные факты из истории книги и книгопечатания (приложение Д).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Книгопечатание открыло обществу такие сокровища античной науки и литературы, как произведения Софокла, Геродота, Эсхила, Еврипида, Ксенофонта, Платона, Цезаря и др. Справедливо утверждать, что именно печать спасла древнегреческую литературу от гибели. В этом её заслуга. Расширились издания книг по точным наукам. Однако стоит отметить, что типографская печать не является безвредной для человека, дышать ею вредно, как, впрочем, и пылью, скапливающейся на книгах. У электронных книг в современном мире есть ряд преимуществ. Так же с экологической точки зрения учитывая катастрофическое сокращение количества лесов в мире, наличие электронных книг будет способствовать их сохранению.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Как отметил академик М. Тихомиров, в книге «С книгой через века и страны», «появление первой печатной книги на языке того или другого народа означает начало новой эпохи в его культурной жизни». Этой «новой эпохе» мы обязаны появлением великой художественной литературы, распространением научных знаний, положительным переменам в общественной жизни. Всё это стало возможным потому, что книга и заключённые в ней идеи, информация, талант стали всеобщим достоянием благодаря важнейшему изобретению — книгопечатанию.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сегодня мы живём во время огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остаётся большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага ещё долго будет занимать важное место в нашей жизни.</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">ГЛАВА 2. КНИГА СВОИМИ РУКАМИ</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">2.1 Изготовление книги своими руками</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В ходе выполнения работы, анализа литературных источников, мы решили изготовить собственные книги различным способом и с использованием для этого различных средств. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Н аиболее интересным, но трудоёмким оказался процесс написания литературных источников с использованием пера, которое было изготовлено по все правилам из перьев свойского домашнего гуся.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нами так же были изготовлены различные книжки-малышки, как ручным способом, так и при помощи электронных средств (приложение Е).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Следует отметить, что мы получили огромное моральное удовлетворение от изготовления книжки своими руками, воспитанники же детского сада и учащиеся первого класса, которым мы подарили свои книжки-малышки, получили огромное удовлетворение от прочтения наших самодельных книг. </font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">ЗАКЛЮЧЕНИЕ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Путь рождения книги был очень долгим. Люди долго выбирали: на чём писать, чем писать, о чём писать, как упростить и автоматизировать процесс создания книги. Не один человек посвятил свою жизнь этой цели. Их старания не были напрасными. Человек осознал всю ценность книг, облегчил доступ к ним. Увеличилось их разнообразие. В ходе исследования нами были выполнены поставленные цели и задачи, были выработаны рекомендации «как обращаться с книгой».</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Если ранее изготовление книг было трудоёмким процессом, то теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сегодня мы живём во время огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остаётся большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага ещё долго будет занимать важное место в нашей жизни.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">С итогами своего исследования по данной теме мы выступили на тематическом литературном мероприятии общешкольного характера с целью пропаганды чтения в рамках предметной недели в учреждении. Так же провели мастер-класс по изготовлению книжек-малышек среди учащихся учреждения, воспитанников детского сада.</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif">СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Агіевіч</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> У. I. С</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">і</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">мвол</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ік</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">а гравюры Скарыны. — М</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">і</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">нск</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">,</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1999. — 320 с.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Зубков Б. Книжка про книжку. — Москва : Малыш , 1984.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ка</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ў</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ка А. Тут мой народ: Франц</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">і</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">шак</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Скарына i беларуская</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">л</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">іт</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">аратура XVI — пачатку XX ст. — </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мінск </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">, 1989.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Немировский Е. П., Горбачевский Б. С. С книгой через века и страны. — Москва : Книга, 1964. — 378 с.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Немировский Е. П., Горбачевский Б. С. Рождение книги.— Москва : Советская Россия , 1957. — 225 с.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Немировский Е. П. Франциск Скорина : Жизнь и деятельность белорусского просветителя. — Минск, 1990. — 547 с.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Немировский Е. П. Первопечатник Иван Фёдоров // Острожская азбука Ивана Фёдорова. Исследование. Словоуказатель. — Москва : Книга, 1983. — С. 9-20.</font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно-педагогический</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">комплекс детский сад-средняя школа»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Исследовательская работа</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«Как быстрее запомнить таблицу умножения»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Автор:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мельников Артём Александрович</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учащийся 3 класса</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО«Радомльский учебно-педагогический </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">к</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">омплекс детский сад-средняя школа»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Научный руководитель</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Баранова Алла Михайловна,</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">учитель начальный классов</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГУО «Радомльский учебно-педагогический </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">к</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">омплекс детский сад-средняя школа»</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">агр. Радомля, 2019</font></font>
<sup><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Содержание</font></font></sup>
<sup><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Введение</font></font></sup><sup><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">…………………………………………………………………………3-4</font></font></sup>
<sup><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Основная часть</font></font></sup>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Глава 1</font><font color="#000000"><font size="4">. Все о таблице умножения</font></font></font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">История появления таблицы умножения……………………………5-8</font></font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Роль таблицы умножения в жизни человека…………………………..9</font></font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Глава 2.Анкетирование учащихся по теме исследования </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2.1. Анкетирование учащихся 3-4 классов……………………………… </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">10-11</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Глава 3.Способ более быстрого запоминания таблицы умножения</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. 1.Как я стал изобретателем………………………………………………....</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">12</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3.2.Эксперимент ………………………………………………………….. …</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">..13</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Заключение …………………………………………………………………….14</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Список используемых источников………………………………………</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">…..</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">15</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Приложения ………………………………………………………………. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">……</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ВВЕДЕНИЕ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Таблица умножения
Достойна уважения.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Она всегда во всем права,
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">С.Маршак</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Каждый сталкивался в детстве с необходимостью учить таблицу умножения. У многих при этом возникали сложности, так как приходилось в буквальном смысле зубрить, запоминать набор непонятных цифр.</font></font>
<font color="#000000"><font size="4">Современные дети находятся в еще более сложной ситуации, они не понимают в чем смысл запоминания большого количества цифр, когда есть калькулятор или компьютер.</font></font>
<font color="#000000"><font size="4">В школе учить таблицу умножения начинают со второго класса. Если учащийся не сможет усвоить таблицу умножения сразу, то в будущем он может столкнуться с определенными сложностями, так как от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных предметов.</font></font>
<font color="#000000"><font size="4">В этом учебном году мне и моим сверстникам также предстояло выучить таблицу умножения «назубок». У многих ребят и у меня возникли проблемы с самого начала. Учитель и родители старались помочь нам заучить таблицу, но все равно не у всех получалось ее запомнить. Как же быстро и легко выучить таблицу умножения?</font></font>
<font color="#000000"><font size="4">Так пришла идея - найти эффективные способы заучивания таблицы умножения и помочь своим одноклассникам.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Цель исследования: </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">придумать свой способ запоминания таблицы умножения и проверить его действие.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Задачи:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-найти свой способ для нахождения результатов табличных случаев умножения;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-провести анкетирование учащихся 3 и 4 классов о таблице умножения и обработать данные;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-провести эксперимент по внедрению моего способа;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">сделать выводы по полученным данным.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Гипотеза:</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> использование специального способа вместо «зубрёжки», позволит быстрее запомнить таблицу умножения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Методы исследования:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- анализ литературы по теме исследования;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- анкетирование учащихся;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- эксперимент;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-наблюдение;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-обработка данных.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">ГЛАВА 1. ВСЕ О ТАБЛИЦЕ УМНОЖЕНИЯ</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">1.1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">В Японии археологи нашли деревянную дощечку с фрагментом таблицы умножения, которую изготовили еще в XIII веке.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры, напоминают китайское письмо, скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени. А откуда она взялась в Китае? Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">Эту версию подтверждает находка, сделанная китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами проникла в Индию, а оттуда в страны Азии и Европу.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.)</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">Впервые же в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков. Правда, это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят, и по сей день. А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы — до 20.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#333333"><font size="4">А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы — до 20.</font></font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.2. Роль таблицы умножения в жизни человека</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Каждый человек в своей жизни пользуется таблицей умножения, часто даже не замечая этого. В некоторых ситуациях приходится не только умножать, но и пользоваться обратным действием - делением.</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вот несколько примеров тех жизненных ситуаций, где человек использует таблицу умножения:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1. В изучении многих школьных предметов (математика, алгебра, геометрия, физика, химия, черчение и др.)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2. В профессиональной деятельности (инженер, плотник, столяр, продавец, учитель, строитель и т.д.)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3. В быту:</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- определение площадей комнат в квартире;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- расчет материалов для ремонта стен, потолков, полов (количество </font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">необходимого количества обоев, краски)</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- оплата коммунальных услуг;</font></font></font>
<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">- расчет стоимости покупки в магазине и т.д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГЛАВА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Анкетирование учащихся 3-4 классов</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Уч</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ащийся</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> должен научиться находить результаты табличного умножения не только правильно и быстро, но и осознанно, а таблицу умножения знать назубок. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Передо мной таблица умножения: 8 столбиков по 10 примеров в каждом. Все это мне предстоит запомнить?! Как этого добиться? Я решил обратиться к ребятам, которые все это уже проходили. Совместно с учителем составили анкету (приложение 6), в 3 и 4 классах провели анкетирование, результаты анкетирования обработали.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мониторинг результатов анкетирования</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В анкетировании приняли участие 8 человек: 6 -учащихся 3-</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">го</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> класса; 2-учащихся 4</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-го </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> класса. В анкетах были следующие вопросы:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">1.Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ответили “</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Да</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">”:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3 кл</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">асс</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> – 100% </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4 кл</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">асс</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> – 100% </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">По мнению </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">всех</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> опрошенных, знание таблицы умножения современному человеку необходимо. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">2.Знаете ли Вы таблицу умножения?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Да Нет</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3 кл – 40% 3 кл - 60%</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4 кл – 50% 4 кл – 50%</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Этим вопросом я хотел выяснить, кто своевременно прочно усвоил таблицу умножения. Оказывается, что 60 % опрошенных 3-х класса и 50 % 4-х класса до сих пор ошибаются в результатах табличных произведений.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Испытывали ли Вы трудности при заучивании таблицы умножения?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">3 класс 4 класс</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Да- 65% Да – 10%</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нет -35 % Нет – 90%</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Учащиеся 3-4 классов помнят трудности заучивания таблицы умножения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">4.Какие способы применяли Вы при заучивании таблицы умножения?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Зубрёжку - 50%- 4</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> класс, 50% - 3 класс;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Свойства таблицы- </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">50</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> % - 4 класс, 30% - 3 класс;</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Другое – 20% - 3 класс.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Большинство опрошенных “зубрили” таблицу умножения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">5.Знаете ли Вы способы эффективного заучивания таблицы умножения?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Да- 20% - уч-ся 3 класс, 50% - уч-ся 4 класс.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нет – </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">80</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">% - уч-ся 3 класс, 50% - уч-ся4 класс. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">На этот вопрос большая половина опрошенных ответила отрицательно, лишь 70% опрошенных считают, что знают эффективные способы заучивания таблицы умножения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">6.Какие способы?</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Четыре человека, положительно ответивших на 5</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">-ый</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> вопрос, указали следующие способы эффективного заучивания таблицы умножения: замена умножения сложением, таблица в стихах.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Выводы: </font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Большинство опрошенных испытывали трудности при заучивании таблицы умножения.</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Те способы запоминания (а основной способ, указанный в опросе, это “зубрежка”) не рациональные, т.к. 80% опрошенных 3-х класса и 50% уч-ся 4-х класса до сих пор ошибаются в результатах табличного умножения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ГЛАВА 3. СПОСОБ БОЛЕЕ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">К</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ак я стал изобретателем</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сидел я как-то за столом. Передо мной лежал листок бумаги и карандаш.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Я вслух твердил выражение: « Два умножить на два....». А сам непроизвольно просто так черчу две горизонтальные и две вертикальные линии. Примерно вот так:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сам продолжал учить дальше: «Равно четыре» и глядя на свой чертёж, вдруг заметил, что в результате пересечения двух горизонтальных и двух вертикальных линий получается четыре пересечения. Вот здорово! Может это совпадение? Решил проверить:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Задумал пример: 3 х 4. Начертил три вертикальные и четыре горизонтальные линии.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Пересчитал количество пересечений. Точно, их 12 , а ведь 3 х 4 = 12</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Взял выражение посложнее: 6 х 7.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Пересчитал пересечения: Их 42. И так все примеры из таблицы умножения!</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: я открыл свой способ, который помогает точно найти результаты табличного умножения и даёт возможность быстрее запомнить таблицу умножения.</font></font>
-
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Эксперимент</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Увидев, что так учить таблицу очень интересно, я решил провести эксперимент в 3 и 4 классах. </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сначала я дал уч</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ащимся</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> примеры на табличное умножение, не показывая способа, и получил следующие результаты.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Правильно решили – 3 человек. Сделали ошибки - 5 человек.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Потом я объяснил свой способ нахождения результатов табличного умножения. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Предложил</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> снова </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">решить </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">примеры уч</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ащимся</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">, но разрешил воспользоваться моим способом в тех случаях, где ребята испытывали затруднения в ответе. И мой способ сразу же сработал.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Правильно решили 6 учащихся, а сделали единичные ошибки - 2 учащихся. По моим наблюдениям ошибки сделали ребята, которые поленились воспользоваться способом.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вывод: эксперимент показал, что мой способ помогает находить точные ответы и запоминать таблицу умножения быстрее.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ЗАКЛЮЧЕНИЕ</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">В ходе исследовательской работы мы познакомились со способом запоминания таблицы умножения. Результаты анкетирования учащихся показали, что проблема запоминания очевидна. Результатом нашего исследования было успешное усвоение таблицы умножения большинством учащихся.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Конечно, для каждого человека существует свой способ заучивания, но для нас наиболее эффективным стал –чертёж вертикальных и горизонтальных линий.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Материалы нашего исследования можно использовать учителям начальной школы для уроков математики и занятий во внеурочной деятельности.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000000"><font size="4">Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Действуйте любыми удобными для вас способами, и вы обязательно достигните желаемого результата.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Много чудес на планете</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Там существует и здесь…</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Но умножение, люди,- </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Тоже одно из чудес.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Себе на заметку возьмите, </font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Способ, придуманный мной.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нужный ответ находите,</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Только расстаньтесь с ленцой.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Список используемых источников</font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">А. Усачёв «Таблица умножения в стихах», Планета детства, 2000 </font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Симон и Хелен Гривс перевод с анг. Малкина Е. «Таблица умножения», 2008 </font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Бахтина Елена «Таблица умножения», Школа Гениев, 2006</font></font>