Родительский университет - НИО
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМО «О РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА „РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ“» определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе государственного учреждения образования «Радомльская средняя школа»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
классный руководитель, педагог социальный либо педагог-психолог назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет - сайте школы в подразделе «Родительский университет»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
План работы Родительского университета
государственного учреждения образования «Радомльская
средняя школа» на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Время проведения |
Ответственные |
Место проведения |
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов |
||||||
1-ый класс |
||||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. |
Лекция |
19.10.2024 09.00-10.00 |
Шарубина С.В., кл.рук.1 кл. |
Каб.1 |
|
2 |
Тема 2. Режим дня школьника Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
14.12.2024 09.00-10.00 |
Шарубина С.В., кл.рук.1 кл. |
Каб.1 |
|
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
Форум |
15.03.2025 09.00-10.00 |
Шарубина С.В., кл.рук.1 кл. |
Каб.1 |
|
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
24.05.2025 09.00-10.00 |
Шарубина С.В., кл.рук.1 кл. |
Каб.1 |
|
2-ой класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. |
Семинар-практикум |
19.10.2024 10.00-11.00 |
Аникеева Е.А., кл. рук. 2 кл. |
Каб.4 |
|
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
Круглый стол |
14.12.2024 10.00-11.00 |
Аникеева Е.А., кл. рук. 2 кл. |
Каб.4 |
|
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. |
Лекция |
15.03.2025 10.00-11.00 |
Аникеева Е.А., кл. рук. 2 кл. |
Каб.4 |
|
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье Воспитание в труде. Как научить современного ребенка трудиться |
Дискуссия |
24.05.2025 10.00-11.00 |
Аникеева Е.А., кл. рук. 2 кл.. |
Каб.4 |
|
3-ий класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
19.10.2024 09.00-11.00 |
Баранова А.М.,кл.рук. 3кл. |
Каб.3 |
|
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников |
Лекция |
14.12.2024 09.00-11.00 |
Баранова А.М.,кл.рук. 3кл. |
Каб.3 |
|
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
15.03.2025 09.00-11.00
|
Баранова А.М.,кл.рук. 3кл. |
Каб.3 |
|
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
24.05.2025 09.00-11.00 |
Баранова А.М.,кл.рук. 3кл. |
Каб.3 |
|
4-ый класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Ребенок и компьютер Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. |
Круглый стол |
19.10.2024 10.00-11.00
|
Листопадова Г.А., кл. рук.4 кл. |
Каб.2 |
|
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. |
Круглый стол |
14.12.2024 10.00-11.00 |
Листопадова Г.А., кл. рук.4 кл |
Каб.2 |
|
3 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
|
Лекция |
15.03.2025 10.00-11.00 |
Листопадова Г.А., кл. рук.4 кл |
Каб.2 |
|
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Дискуссия |
24.05.2025 10.00-11.00 |
Листопадова Г.А., кл. рук.4 кл |
Каб.2 |
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов |
|||||
5-ый класс |
|||||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка коллективе Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Семинар-практикум |
26.10.2024 09.00-10.00 |
Кравцова Е.В., кл. рук. 5 кл. |
Каб.1 |
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Семинар-практикум |
21.12.2024 09.00-10.00 |
Кравцова Е.В., кл. рук. 5 кл. |
Каб.1 |
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. |
Лекция |
22.03.2025 09.00-10.00 |
Кравцова Е.В., кл. рук. 5 кл. |
Каб.1 |
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Дискуссия |
24.05.2024 09.00-10.00 |
Кравцова Е.В., кл. рук. 5 кл. |
Каб.1 |
6-ой класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
26.10.2024 10.00-11.00 |
Потапова С.В., кл.рук.6 кл. |
Каб.14 |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
21.12.2024 10.00-11.00 |
Потапова С.В., кл.рук.6 кл. |
Каб.14 |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
22.03.2025 10.00-11.00 |
Потапова С.В., кл.рук.6 кл. |
Каб.14 |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Беседа |
24.05.2024 10.00-11.00 |
Потапова С.В., кл.рук.6 кл. |
Каб.14 |
7- ой класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Лекция |
26.10.2024 09.00-10.00
|
Боллдовская И.А., кл.рук. 7 кл. |
Каб.16 |
2 |
Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
Семинар-практикум |
21.12.2024 09.00-10.00
|
Боллдовская И.А., кл.рук. 7 кл. |
Каб.16 |
3 |
Тема 3. Профилактика сексуального насилия (преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних) |
Занятие с элементами тренинга |
22.03.2025 09.00-10.00
|
Боллдовская И.А., кл.рук. 7 кл.
|
Каб.16 |
4 |
Тема 4. Профилактика правонарушений подростков Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Беседа
|
24.05.2024 09.00-10.00 |
Боллдовская И.А., кл.рук. 7 кл. |
Каб.16 |
8-ой класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
26.10.2024 09.00-10.00 |
Блынская Д.Р. кл.рук. 8 кл. |
Каб.19 |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия Профилактика половой неприкосновенности |
лекция |
21.12.2024 09.00-10.00 |
Блынская Д.Р. кл.рук. 8 кл. |
Каб.19 |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
22.03.2025 09.00-10.00 |
Блынская Д.Р., кл.рук. 8 кл. |
Каб.19 |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
24.05.2024 09.00-10.00 |
Блынская Д.Р., кл.рук. 8 кл. |
Каб.19 |
9-ый класс |
|||||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Семинар-практикум |
26.10.2024 09.00-10.00 |
Пядусова А.А., кл. рук.9 кл. |
Каб.13 |
2 |
Тема 2. Половое воспитание и профилактика сексуального насилия среди подростков Профилактика половой неприкосновенности |
Занятие с элементами тренинга |
21.12.2024 09.00-10.00 |
Пядусова А.А., кл. рук.9 кл. |
Каб.13 |
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Беседа |
22.03.2025 09.00-10.00 |
Пядусова А.А., кл. рук.9 кл. |
Каб.13 |
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? |
Семинар-практикум |
24.05.2024 09.00-10.00 |
Пядусова А.А., кл. рук.9 кл. |
Каб.13 |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся XI класса |
|||||
1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. |
Беседа |
19.10.2024 12.00-13.00 |
Рагуев А.В.,кл. рук. 11 кл |
Каб.11 |
2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Лекция |
14.12.2024 12.00-13.00 |
Рагуев А.В.,кл. рук. 11 кл |
Каб.11 |
3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Дискуссия |
15.03.2025 12.00-13.00 |
Рагуев А.В.,кл. рук. 11 кл |
Каб.11 |
4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Семинар-практикум |
24.05.2025 12.00-13.00 |
Рагуев А.В.,кл. рук. 11 кл |
Каб.11 |