Много полезной информации содержатследующие сайты:
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by
Сайт Министерства внутренних дел http://mvd.gov.by
Национальныйправовой Интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by
Банк законов. Юридический портал http://www.bankzakonov.com
«Консультант-Плюс»
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь http://ncpi.gov.by
РОО«Матери против наркотиков» http://www.narkotiki.by
1. Вопрос: Как развивается пристрастие к наркотикам?
Ответ: Пристрастие к наркотикам развивается двумя путями.
Первый путь - по неведению, в результате неправильного приема назначенного врачом наркотического вещества или самолечения по совету некомпетентных лиц.
Второй путь – сознательное употребление наркотиков, т.е. появляется желание испытать еще незнакомое острое ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание на время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций;почувствовать состояние невесомости, блаженства.
2. Вопрос: Может ли возникнуть зависимость от наркотиков с первого раза?
Ответ: Да,может.Вы должны понимать, что недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть,мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, только один раз попробую...». И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.
3. Вопрос: Какие наркотики существуют?
Ответ:Существует несколько классов наркотическихвеществ, различающихся по характеру и степени своего воздействия на организмчеловека. Наркотики – препараты растительного или искусственного происхождения.К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворныесредства и др.
Некоторыенаркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые дляиспользования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем ифизическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.
4. Вопрос. Как проявляется зависимость от наркотиков?
Ответ: входе потребления наркотиков у человека появляется зависимость, т.е. желание инеобходимость их регулярного приема. Различают 2 вида зависимости:
психическая зависимость - это состояние, прикотором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требуетпериодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежатьдискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человекпривыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, сниматьнапряжение, стресс и т.д.;
физическая зависимость - это состояние, когдапрекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическоерасстройство организма (абстинентный синдром). Иначе говоря, наступает момент,когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельностицентральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание ихприема.
5. Вопрос: Как влияет на организмсистематическое употреблениенаркотиков?
Ответ: систематическое употребление наркотиковприводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психологическимрасстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, кпроявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общаядеградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотребленииалкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже непробовать наркотики.
6. Вопрос: Как проявляется физическаязависимость к наркотикам?
Ответ: Включение принимаемых наркотическихпрепаратов в обмен веществ организма заставляет индивида физически невыносимострадать в случае отсутствия очередной дозы наркотического средства,психотропного, сильнодействующего, одурманивающего или токсического вещества.
7. Вопрос. В каком возрасте чаще всего начинают употреблятьнаркотики?
Ответ: Наиболее критичный возраст, когда чащевсего употребляют или экспериментируют - 14 лет.
8. Вопрос: Что делать если педагогобнаружил наркотики в учреждении образования?
Ответ:
Действия при обнаружении наркотиков:
-Вызвать милицию!
-Недотрагиваться до упаковок с наркотиками, чтобы можно было снять отпечаткипальцев и провести экспертизу.
-Обеспечитьохрану наркотиков и задержанных до прибытия сотрудников правоохранительныхорганов.
-Установитьвозможных свидетелей и очевидцев.
9. Вопрос: Как оценивает законизготовление и распространение наркотиков?
Ответ: в Республике Беларусь потреблениенаркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение,приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодексаРеспублики Беларусь:
хищение наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств иливеществ;
незаконныйоборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозкаили пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров сцелью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и безцели сбыта;
посевили выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов с целью сбыта илиизготовления наркотических средств;
нарушениеправил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения,учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения,использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования,используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ,находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдатьуказанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названныхсредств, веществ или предметов);
склонениек потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
организациялибо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставлениепомещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ илидругих средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержаниепритонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или другихсредств, вызывающих одурманивание);
подделкарецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащихмедпрепаратов.
10. Вопрос. Каковы признакинаркотического опьянения?
Ответ. В условиях широкого распространениянаркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимознать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их укого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать таких людей иболее рационально строить с ними отношения (к примеру, решая такой вопрос:можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям иродителям.
Неожиданныеизменения направленности интересов
подросткаи круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другуюшколу, переездом в другую местность) в сочетании с появлением друзей илиподруг, о которых вы ранее не знали.
Странныеособенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмернаявозбужденность или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебаниянастроения.
Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос,кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, который употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещенности.Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели:упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопченной внешней стороной; а так же носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в качестве жгута(резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.
Признаки«лекарственной» заинтересованности подростков: исчезновение из домашней аптечки некоторых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.);признаками наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже.Появление таких слов в речи ребенка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно настораживать взрослых.
11. Вопрос: Что делать если у учащегося проявляются признаки наркотического опьянения?
Ответ: Оказать своевременную помощь
Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:
Удалитьучащегося из учебного класса, изолировать от учащихся учебной группы.
Немедленнопоставить в известность руководителя учреждения образования и родителей.
Связатьсяс инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел.
Важнокорректно обращаться с учащимся, так как, возможно, ему/ей необходима поддержкаи понимание взрослого и помощь специалиста.
При признаках передозировки наркотиков необходимо:
Вызватьскорую помощь.
Повернутьна бок.
Очиститьдыхательные пути.
Следитьза состоянием дыхания.
Причастоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственноедыхание.
12. Вопрос: Как защитить детей отнаркомании?
Ответ: Быть внимательными к ним, разделять и пониматьих интерес.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Наркомания— это проблема нынешнего поколения. Помните, что отношение детей к проблеменаркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений.Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувствособственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять своемнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная,целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.
Большеговорите с детьми
Слушайтеих
Будьтетверды и последовательны
Поставьтесебя на их место
Расскажитеим о себе
Формируйтеу детей ясные представления о добре и зле
Рассказывайтеим о вреде наркотиков
Помогайтеим ставить перед собой конкретные цели
Будьтепримером
Делайтечто-нибудь вместе
Будьтес ними
Основные правила воспитания личности, независимой от наркотиков
Создавайтев своей семье атмосферу любви и доверия, чтобы ребенок мог обратиться к Вам запомощью.
Содействуйтеукреплению чувства самоуважения и адекватной самооценки у ребенка. Дети садекватной самооценкой с меньшей вероятностью могут стать жертвами наркомании.
Определитеясные и справедливые правила жизни, будьте последовательны в договоренностях.Противоречивые и несправедливые требования родителей часто приносят больребенку и подталкивают к поискам «обезболивания».
Поддержка,похвала и конструктивная критика дают значительно больше, чем наказание илипостоянные придирки. Наказания, несправедливые обвинения, упреки, оскорбленияотталкивают от вас ребенка.
Содействуйтеинициативе, самостоятельности ребенка. Возлагайте на него посильнуюответственность за поступки, жизнь и здоровье.
Содействуйтеразнообразию контактов и интересов ребенка (друзья, спортивные секции,общественные молодежные организации, хобби). Насыщенная жизнь, творческаядеятельность ребенка позволит ему мечтать, общаться, радоваться своим успехам.
13. Вопрос: Как поступить при обнаружениипризнаков употребления наркотических веществ обучающимся во время учебныхзанятий?
Ответ: Необходимо обратиться за скороймедицинской помощью.
14. Вопрос. Имеет ли право представительучебного заведения проводить осмотр личных вещей обучающегося при подозрениихранения наркотических веществ?
Ответ: Нет. Необходимо сообщить в милицию или вследственный комитет.
15. Вопрос. Какие самые распространенныепсихотропные вещества на данный момент популярны в молодежной среде? И какснизить доступность таких веществ?
Ответ: Сейчас самые распространенные – этоамфетамин, так называемые спайсы и опий.
16. Вопрос. Может ли вызватьнаркотическую зависимость частое употребление энергетических напитков?
Ответ: Может быть зависимость от энергетическихнапитков, но она – не наркотическая.
17. Вопрос. Какова мотивация отказа отупотребления наркотиков?
Ответ: Наиболее эффективная мотивацияперсональная, индивидуальная. Лучше установить в процессе общениянаркопотребителя со специалистом. Акцент делается на связиимеющихся нарушений со стороны здоровья или социальных проблем на связи со специалистом.
18. Вопрос. Как поступить, еслиподозреваешь, что учащийся употребляет наркотики?
Ответ. Понаблюдать, отметить изменения в поведении. Побеседовать с друзьями и др. близкими. В корректной форме проинформироватьзаконных представителей, посоветовать им как себя вести:
-Не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его
-Поддержите Вашего ребенка, проявив понимание и заботу
-Не пытайтесь справиться с бедой сами – обратитесь к специалистам
19. Вопрос. Как корректно поставить в известность родителейоб употреблении наркотических средств их ребенком?
Ответ: Желательно направить родителей наконсультацию к врачу наркологу.
20. Вопрос. Как родителям объяснитьребенку, что он будет подвергнут тест-проверке при малейшем подозрении наупотребление наркотиков?
Ответ. Тест-проверка – это не недоверие. Вразумных пределах контролировать действия своего ребенка – законное право иобязанность родителей.
21. Вопрос. Если родителисовершеннолетнего отказываются лечить его, боятся обратиться к наркологу запомощью, а у человека, по всей видимости, уже зависимость?
Ответ: Выяснить, желает ли сам совершеннолетний.Необходимо работать с ним. Согласие родителей не требуется
22. Вопрос. Что необходимо делать дляповышения эффективности работы по профилактике наркозависимости среди учащихся?
Ответ. Отдавать предпочтение тем методампрофилактики, которые доказали свою эффективность.
Проводитьпостоянный мониторинг употребления ПАВ в учебных учреждениях с использованиемединых стандартизированных методик и, используя данные мониторинга, оцениватьэффективность профилактических интервенций;
Организоватьобучение специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников) методампроведения профилактической работы;
Разработатьнаучно обоснованные стандартизированные программы профилактики, состоящие изцикла тренинговых занятий и провести обучение специалистов проведению этихпрограмм.
23. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начинатьпрофилактику наркомании с подростками (молодыми людьми?)
Ответ: Традиционно профилактикаделиться на три уровня: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика определяетсякак мероприятия, направленные на предупреждение начала употребленияпсихоактивных веществ или увеличение возраста начала их употребления. Вторичная профилактика включаетмероприятия по предотвращению проблемного употребления психоактивных веществ(ПАВ) на ранних стадиях их употребления с целью уменьшения степениповреждений у индивидуума. Третичнаяпрофилактика направлена на прерывание зависимости иминимизацию проблем при злоупотреблении ПАВ. Данный вид профилактикиимеет целью помочь индивидууму достигнуть и поддерживать улучшенный уровеньфункционирования и здоровья. В понятие третичной профилактики включены реабилитацияи предотвращение рецидивов. Третичная профилактика и лечение лиц с зависимостьюявляются близкими вмешательствами, в связи с этим истинно профилактическиевмешательства правильнее было бы рассматривать только как первичную и вторичнуюпрофилактику.
24. Вопрос: Существуют ли эффективныепрофилактические программы?
Ответ: В течение последних двух десятилетий былитакже сформулированы основные принципыпостроения эффективных профилактических программ, к числуэтих принципов относят следующие:
1.Профилактическая работа должна быть построена таким образом, чтобы усиливать“защитные факторы” и способствовать ликвидации или уменьшению известных“факторов риска”.
2.Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребленияпсихоактивными веществами, включая употребление табака и алкоголя.
3.Профилактическая работа должна включать:
-обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативногоотношения к употреблению наркотиков;
-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе,самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками,так и со взрослыми).
4.В профилактической работе для подростков предпочтение должно отдаватьсяинтерактивным способам обучения (например – моделированию ситуаций, ролевымиграм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическиминформационно-образовательным методам.
5.Профилактическая работа должна вестись с родителями (например, поинформированию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создаетвозможность внутрисемейных обсуждений, посвященных разрешенным и запрещеннымзаконом препаратам, и способствует выработке четкой тактики в отношении ихиспользования в самих семьях.
6.Профилактическая работа должна быть долгосрочной, предусматривать повторяющеесявоздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.
7.Профилактическая работа должна соответствовать возрастным категориямучащихся.
8.Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чемстратегии, направленные только на родителей или только на детей.
Необходимовыбрать подходы и эффективно их комбинировать.
Основные подходы профилактической работы:
Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления. Стратегиязапугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так каксрабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информациястирается из памяти.
Эмоциональноеобучение: преодоление эмоциональных и личных проблем, повышениекоммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой, неразвитойспособностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».
Поведенческийподход: формирование жизненных навыков и умений противостоятьупотреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальнымвлияниям и индивидуальной компетентности.
Предоставлениеальтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодежь можетреализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность(организованный досуг, клубы, путешествия, подходы, творчество, спорт).
Укреплениездоровья: сочетание личного выбора и социальной ответственности засобственное здоровье, обучение здоровому жизненному стилю.
25. Вопрос: Какие методы наиболееэффективны в ходе профилактической работы?
Ответ: Интерактивные,т.е. диалоговые методы обучения. Интерактивные методы помогают обсудить вгруппе актуальные вопросы, обменяться мнениями и опытом, совместно найтирешение, выработать новые модели поведения.
Ролеваяигра. Участники моделируют проблемную ситуацию, играют роли, находятэффективный способ решения проблемы, анализируют разнообразные моделиповедения, осознают свои чувства и мотивы поступков.
Анализжизненных ситуаций. Участники диагностируют и анализируют проблемныеситуации, предлагают способы решения, оценивают предпринятые действия и ихпоследствия.
Мозговойштурм. Поощрение креативного мышления, генерация идей без анализа, обсуждения иоценок. Правила проведения: отсутствие критики, поощрение всех идей,равноправие участников, свобода ассоциаций, запись всех идей словами участниковбез уточнений и изменений, время на обдумывание идей в завершении.
Дискуссия.Свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по определенной теме. Необходимоопределить временные рамки, вопрос обсуждения, цель, достичь консенсуса,выработать рекомендации, рассмотреть предмет с разных точек зрения, обеспечитьбезопасную атмосферу, возможность высказаться каждому участнику, подвести итог.
Интерактивнаяигра. Организованное социальное взаимодействие участников, изменениеиндивидуальной модели поведения, приобретение нового опыта, понимания иотношения, возможность анализа действий.
26. Вопрос: Как организована работа Республиканского общественногообъединения «Матери против наркотиков»?
Ответ: С 2000 года организовано оказаниепрофессиональной консультативной психологической помощи в офисе РОО «Материпротив наркотиков» наркозависимым и их близким, а также в офисах региональныхотделений. РОО «Матери против наркотиков» выигран Грант «Профилактика илечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь и осуществляется обучение профессии,организуются группы самопомощи, вносятся изменения в законодательство понаказанию впервые задержанных за хранение наркотических средств,разрабатываются гранты для реабилитационных центров, проводится первичнаяпрофилактика наркомании в учреждениях образования.
На базе РОО «Матери против наркотиков» с 2000 года создана первая в странетелефонная «горячая линия» по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа. Горячие линиифункционируют и в региональных отделениях Создан первый сайт по проблеменаркомании (www.narkotiki.by)
27. Вопрос. Куда обратиться, если Вы столкнулись спроблемами наркомании и алкоголизма?
Ответ: Если Вы или Ваши родные, близкие, знакомыестолкнулись с проблемами наркомании или алкоголизма, Вам следует обратиться кврачу-наркологу по месту Вашего жительства. Он сможет предоставить Вамвсю необходимую информацию о государственных и коммерческих организацияхздравоохранения, оказывающих помощь в лечении данных заболеваний.
В Министерстве внутренних дел существуетспециальное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействиюторговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники,осуществляющие борьбу с наркоманией и наркопреступностью.
Болееподробно о противодействии наркомании и наркопреступности Вы можетепрочитать здесь ( http://mvd.gov.by )