СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОАП 2003 И КОАП 2021
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОАП 2003 И КОАП 2021
Задачами административно-деликтного закона ст. 1.2 КоАП |
защита: • человека, его прав и свобод, законных интересов; прав юридических лиц; • окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения; • установленного порядка осуществления государственной власти; • общественного порядка; • установленного правопорядка от административных правонарушений. |
защита
Суд, органы, ведущие административный процесс, реализуют в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на: 1) предупреждение (профилактику) административных правонарушений, в том числе выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; 2) повышение правосознания и правовой культуры физических лиц, их воспитание в духе соблюдения закона, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, уважения национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц. |
Принципы на которых основывается АДЗ |
Ранее не закреплялись в нормах КоАП Закреплены принципы АО в ст. 4.2 законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости гуманизма. |
Законности (ст. 1.3) Справедливости (ст. 1.4) Гуманизма (ст. 1.5) Равенства перед законом (ст. 1.6) Виновной ответственности физических лиц (ст. 1.7) Не отражены принципы АО |
Действие АДЗ в пространстве |
Ст. 1.4 Без изменений |
Ст. 1.8 АО подлежат физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, совершившее административное правонарушение на: 1) судне, плавающем под Государственным флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь; 2) воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь; 3) военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения; 4) территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешается дипломатическим путем. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, совершившие административные правонарушения вне ее пределов, подлежат ответственности в КоАП, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В таких случаях административное взыскание налагается на лицо в соответствии с санкцией, но не выше верхнего предела, предусмотренного законом государства, на территории которого было совершено правонарушение. |
Действие АДЗ во времени |
Ст. 1.5 без изменений |
Ст. 1.9 Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем его совершения признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Акт законодательства имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено, в случаях, когда он: 1) устраняет противоправность соответствующего деяния. Со дня вступления в силу такого акта законодательства деяние, совершенное до момента вступления этого акта в силу, не является административным правонарушением; 2) смягчает или отменяет административную ответственность; 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет. |
Разъяснение отдельных терминов |
Ст. 1.2 |
Ст. 1.10 Добавлены разъяснение таких понятий как: группа лиц индивидуальный предприниматель орган, ведущий административный процесс попытка совершения административного правонарушения санкция суд Изменено такое понятие как «должностное лицо – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. |
Понятие административного правонарушения |
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1). Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение. |
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность (ст. 2.1) АО физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления. АО за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП. |
Категории административных правонарушений |
Ранее не выделялись |
- для физического лица – 10 б.в; - для ИП – 25 б.в; - для юридического лица – 50 б.в.
конфискация, депортация, штраф в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем: - для физического лица – 10 б.в; - для ИП – 25 б.в; - для юридического лица – 50 б.в. 3. грубые административные правонарушения общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность. |
Вина и ее формы |
Вина физического лица и ее формы - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Четко определены виды умышленной и неосторожной вины. Определена вина юридического лица Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. |
Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Содержатся определения умышленной и неосторожной формы вины. Не находит своего отражения понятие вины юридического лица. |
Повторность правонарушения |
Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части КоАП, когда статья состоит из одной части. Совершение административного правонарушения не признается повторным\: 1. лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП; 2. истек срок, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершенное административное правонарушение. |
Осталось прежним |
Совокупность преступлений |
Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, ни за одно из которых лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая – специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме. |
Осталось прежним |
Длящееся административное правонарушение |
Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему его совершению. |
Осталось прежним |
Срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию |
Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий не совершит нового административного правонарушения. |
Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию: - со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка; - по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения; - по истечении одного года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения; - по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания; - со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания; - со дня освобождения физического лица от дальнейшего исполнения взыскания в виде общественных работ в случае, предусмотренном частью 4 статьи 6.5 КоАП; - со дня освобождения физического лица от дальнейшего исполнения взыскания в виде административного ареста в случае, предусмотренном частью 3 статьи 6.6 КоАП - со дня освобождения физического лица от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 КоАП. |
Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением |
Глава 5 Крайняя необходимость Обоснованный риск Иные обстоятельства |
Глава 3 Крайняя необходимость Обоснованный риск Иные обстоятельства |
Необходимая оборона |
||
Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда |
Содержится примечание: Обязательным условием признания состояния необходимой обороны при причинении посягающему вреда является недопущение превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени опасности посягательства. |
|
Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение |
||
Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. |
||
Крайняя необходимость |
||
Не является административным правонарушением действие, совершенное лицом в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если соответствующая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости признается также в ситуации, когда действие, совершенное для предотвращения опасности, не достигло своей цели и вред наступил, несмотря на все предпринятые лицом, добросовестно рассчитывавшим его предотвратить, меры |
||
Обоснованный риск |
||
Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым КоАП интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. |
||
Иные обстоятельства |
||
Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза |
Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству, физическим или юридическим лицам вреда не позднее десяти рабочих дней со дня вручения проверяющим (руководителем проверки) или направления проверяемому лицу либо его представителю акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза |
|
Административная ответственность и ее цели |
Глава 4 АО выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. Цели не определены. |
Глава 4 АО выражается в порицании лица, совершившего административное правонарушение, и наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, подлежащее административной ответственности. Цели АО: - воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение - предупреждение совершения новых правонарушений как лицом, его совершившим, так и другими физическими или юридическими лицами. - восстановление социальной справедливости. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. Суд, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении такого вреда. Споры о возмещении вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. |
Возраст, с которого наступает административная ответственность |
С 16 лет С 14 лет: 1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1); 2) за мелкое хищение (статья 10.5); 3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9); 4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29); 5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45); 6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58); 7) за мелкое хулиганство (статья 17.1); 8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3); 9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4); 10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9); 11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10); 12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34); 13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4); 14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7); 15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46); 16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47). |
С 16 лет С 14 лет: 1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1); 2) оскорбление (статья 10.2); 3) мелкое хищение (статья 11.1); 4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3); 5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29); 6) мелкое хулиганство (статья 19.1). |
Деяния, влекущие административную ответственность по требованию |
влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (ст. 4.4) |
влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если: 1) причинен значительный вред интересам государства или общества; 2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов. (ст. 4.5) |
Ответственность несовершеннолетних |
от 14 до 18 лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, от 14 до 16 лет не могут налагаться также штраф (за исключением, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительные работы. от 14 до 18 лет может налагаться - предупреждения (независимо от санкции статьи) |
|
Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине |
Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава ОВД, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, СК, ГКСЭ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы – и штраф. |
Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава ОВД, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, СК, ГКСЭ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. При этом на таких лиц не могут быть наложены - общественных работ и административного ареста, а на военнослужащих срочной военной службы – также в виде штрафа. В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, военнослужащие срочной военной службы освобождаются от административной ответственности с передачей материалов соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Данное положение не применяется, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность. |
Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств |
В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением: - при наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации; - установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания собственника в результате противоправных действий других лиц. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, управлявшее таким транспортным средством. |
В случаях фиксации административного правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением: - при наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации; - установлено, что в момент фиксации соответствующее транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, за исключением В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства являются ЮЛ или ИП, привлечению к АО подлежат за: 1) административное правонарушение, выразившееся в эксплуатации в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо его владельцем не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственником (владельцем) транспортного средства; 2) иные административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта – физическое лицо, управлявшее данным транспортным средством на момент фиксации правонарушения. |
Профилактические меры воздействия |
Ранее не предусматривались |
ГЛАВА 5 К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия: 1) устное замечание; 2) предупреждение; 3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних). Применяются в случаях, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности. Устное замечание заключается в разъяснении физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны. Предупреждение состоит в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения. Меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение. Виды: 1) разъяснение законодательства; 2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга. |
Административное взыскание |
Административное взыскание является мерой административной ответственности |
Административное взыскание является мерой административной ответственности, налагаемой на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) на юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности. |
Цели административных взысканий |
Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. 3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. |
Не содержится |
Виды административных взысканий |
1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости; 10) административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений. |
В отношении физических лиц: 1) штраф; 2) общественные работы; 3) административный арест; 4) лишение права заниматься определенной деятельностью; 5) депортация; 6) конфискация; 7) взыскание стоимости; 8) запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений. в отношении юридических лиц: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) конфискация; 4) взыскание стоимости. Основные - штраф, общественные работы и административный арест Дополнительные - конфискация, взыскание стоимости, запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений Смешанные - лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация. |
Штраф |
||
Общественные работы |
||
Данный вид административного взыскания не предусмотрен |
Общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей. Срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день. Налагаются судом при наличии согласия физического лица, совершившего административное правонарушение, на их применение. При этом они не могут быть наложены на: 1) лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста; 2) лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; 3) беременных женщин и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; 4) инвалидов I и II группы; 5) иностранных граждан и не проживающих постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства; 6) лиц, указанных в ст.4.5 (военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине). |
|
Административный арест |
||
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток. |
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых в соответствии с законодательными актами, и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 24.23 КоАП – на срок от пятнадцати до тридцати суток. В срок административного ареста засчитывается срок административного задержания физического лица. |
|
Административный арест не может быть наложен на: 1) лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; 2) беременных женщин; 3) инвалидов I и ІІ группы; 4) женщин и одиноких мужчин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей; 5) лиц, имеющих на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющих уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста; 6) лиц, указанных в статье 4.5 КоАП, а также в части 7 статьи 8.2 ПИКоАП. |
||
В случае возникновения в период отбывания административного ареста одного или нескольких данных обстоятельств, суд, орган, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, по представлению руководителя администрации места отбывания административного ареста освобождают лицо от дальнейшего исполнения данного взыскания |
||
Лишение права заниматься определенной деятельностью |
||
применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с управлением транспортными средствами либо с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными средствами, указанного в санкции статьи Особенной части КоАП. |
налагается с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием определенным видом деятельности, если будет признано невозможным сохранение за лицом права заниматься таким видом деятельности. может налагаться на лицо, не имеющее такого права, совершившее административное правонарушение, за которое в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 3 месяцев до 5 лет, лишение права заниматься видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), – от 3 месяцев до 1 года. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими транспортными средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев: 1) управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ; 2) отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо употребления таких средств, веществ, их аналогов до прохождения указанной проверки (освидетельствования). |
|
Депортация |
||
Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. |
||
Конфискация |
||
Без изменений |
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства: 1) дохода, выручки, полученных в результате противоправной деятельности; 2) предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, управления) лица, совершившего правонарушение, а в случаях, в санкциях, – независимо от того, в чьей собственности они находятся. |
|
Взыскание стоимости |
||
Взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения. |
Без изменений |
|
Запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений |
||
Административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений состоит во временном запрете физическому лицу посещать физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований. Устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет. |
Запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений состоит во временном запрете физическому лицу посещать физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет. |
|
Общие правила наложения административного взыскания |
Специальная конфискация, взыскание стоимости, лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, административный запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений применяются независимо от того, указаны ли они в санкции. Ранее не закреплялось в нормах КоАП |
Специальная конфискация, взыскание стоимости, а также запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений применяются независимо от того, указаны ли они в санкции. За одно административное правонарушение могут быть наложены одно основное либо основное и дополнительные административные взыскания. В случае, если санкция предусматривает одновременно основное и дополнительные административные взыскания, но при этом одно из них не может быть наложено на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, налагаются только те, которые могут быть на него наложены. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание. |
Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений |
При совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, размеры административных взысканий не должно превышать: 1) штраф: физическое лицо, – 100 б.в., за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта – 200 б.в., за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области связи и информации, в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления – 400 б.в.; индивидуального предпринимателя, – 400 б.в., в случаях нарушения законодательства о труде, за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления – 1000 б.в.; юридическое лицо, – 2000 б.в.; 3) лишение права заниматься определенной деятельностью – 2 лет, за исключением лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, срок которого не может превышать 5 лет; 4) административный арест – двадцати пяти суток. |
2) общественных работ – 120 ч. 3) административного ареста – 30 суток; 4) лишения права заниматься определенной деятельностью – 5 лет, а в случае лишения права заниматься видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), – 2 лет. |
Сроки наложения административного взыскания |
Сроки те же, но критерии их определения положены в зависимости от субъекта правонарушения: Физ. Лицо – 2 месяца с момента совершения или обнаружения/1 год (в сфере налогооблажения) Юридическое лицо – 3 лет с момента совершения и 6 мес. со дня обнаружения. |
|
Виды освобождения от АО |
1. Освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения 2. Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность 3. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим 4. Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине 5. Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие заболевания 6. Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми |
+ 7. Освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения Условия: 1) совершило административный проступок или значительное правонарушение (с учетом конкретных обстоятельств совершения, личности и последствий); 2) оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения (за исключением случаев фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); 3) в течение 1 года до совершения административного проступка на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от АО. |
Административная ответственность несовершеннолетних |
Ранее не предусматривались особенности правового регулирования административной ответственности несовершеннолетних |
Особенности АО несовершеннолетних: 1) не могут применяться - общественные работы, административный арест; 2) штраф до 2 б.в. (4 б.в. – в случае ИП); Если санкция только штраф, при этом у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия; 3) лишение права заниматься определенной деятельностью – до 1 года При освобождении от АО могут применяться следующие меры воспитательного воздействия: 1) разъяснение законодательства; 2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка; по истечении 2 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения; по истечении 6 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения; |